P&F Production

запись , сведение , мастеринг

продюсирование всего цикла записи артистов

Мастеринг

Что и кто меня туда привел ?
В 1994 году , покинув фанерную сцену , задумался – Что дальше ? Комерция не привлекала , скучно .... Узнал телефон Игоря Бабенко (SBI Records ) и решил попытать счастье , устроиться на работу . Уже в то время это было очень престижно , работать на SBI ...
К этому времени я знал на 10% Cubase 2.5 базирующийся на ATARI . И вот Миша Кувшинов замолвил словечко за меня и я позвонил Игорю .
В то время о мастеринге я ничего не знал , а хотел работать звукорежиссером . У меня была глупая уверенность , что знаю я все , что умею создавать хорошие записи , «ведь у меня такой большой опыт работы на профессиональной сцене!!!».
И вот ....... встреча . Меня впечатляет студия , звук , оборудование , кажется лучше не бывает ( до этого приходилось слушать только мыльницы PANASONIC , Sony и т.д. ) Игорь согласился , чтобы я поприсутсвовал при работе замечательного режиссера Анатолия Мешаева . У меня в голове творилась каша , я понял , что одной уверенности недостаточно для создания полноценных миксов и хороших записей . Анатолий работал уже тогда в течении 8 лет на записи , и все равно жаловался на недостачу знаний .
Не знаю почему , но Игорь Бабенко вскоре предложил мне освоить мастеринг ... , но я даже компьютер раньше в глаза не видел . В 1994 году Игорь давно уже уловил фишку и у него работало около 4 человек на мастеринге ( надо отдать должое – Игорь Бабенко всегда шел и идет намного впереди остальных ......) Все делалось на IBM PC c процессором 33 Mhz , программа была TRACT … гениальная пограмма , жалко ,что вовремя не нашлись инвесторы .......
Меня прикрепили к одному из мастеринговых инженеров . .. На том этапе мастеринг заключался в вырвнивании частотной характеристики , до глупого прочищались от шумов фонограммы и убирались щелчки , а затем делались FADE IN и FADE OUT . Толком никто не знал что надо делать , зато это было так модно – делать мастеринг . Клиентов было много . Вскоре я понял насколько халтурили инженеры , сидящие у Игоря . . Это были , в лучшем случае , люди , которые много слушали музыку . Мне тогда было удивительно , как можно рассуждать об инструментах , даже не зная их натуральный звук ?
Для себя я тогда сделал установку – не общаться с нашими инженерами и учителями в этой области . За время работы в филармонии меня научили понимать и разбираться что есть просто понты начитавшихся и что есть творчество и ум , поэтому я хотел общаться ( и что у меня получилось ) только с талантливыми звукорежиссерами . До сих пор их мнение для меня очень важно .
Сейчас вспоминаю как мне было трудно . В течении 6 мес мне не давали работы , но я всегда буду благодарен Игорю Бабенко за то, что он доверил мне ключи от студии и поверил в меня . Я учился мастеринговому искуству , изучая компьютер , гибкость звука .... Большую помощь на данном этапе мне оказали зарубежные коллеги . Игорь в начале 90-х и уже имел выделенную линию Интернета , и эта сеть могла работать у нас круглосуточно . Много часов я провел в переговорах с зарубежными звукорежиссерами . Я взял и просто и написал , что я из России , ничего не знаю , поучиться не у кого , прошу помощи у тех , кто хочет мне помочь . Откликнулось много людей , в том числе и известных мастеров , проработавших уже по 25 –30 лет в звукозаписи . Единственным их условием было то , чтобы я никогда не раскрывал их фишек и никогда не ссылался на них . Фишки , которые они подсказывали , были действительно очень просты и приносили великолепный результат . Мне приходилось заниматься по 18 –20 часов в сутки .
Слушая разговоры и наблюдая за действиями моих предшественников , я учился как не надо работать . В свое время Алан Парсонс сказал : « - Я благоларен бездарным продюссерам за то, что они подсказали как не надо работать ..... » .
Помню мое первое впечатление от того , что происходит со звуком в PRO TOOLS , мне казалось , что площе и уродливее на выходе ничего нельзя получить . . Я тогда не мог объяснить грамотно что это , но то , что я никогда не буду работать в PRO TOOLS , я знал точно ...
Постепенно стали отсеиваться мастеринг-инженеры со студии . В результате осталось только двое - я и Стас Корякин . Стасик грамотный , теоретически подкованный человек . Но мне никогда не были понятны люди , которые работают по принципу - КАК БЫ ЧЕГО НЕ ВЫШЛО .. Его педантичность , гонка за 16 – ым битом , за правильностью подключения , раздражали меня . Я видел , что при этом теряется основное – ЗВУК. ( последнее относится не только к Стасику , С тех пор родилась целая плеяда гонщиков за математической формулой качественного звука ).

Так что же такое мастеринг?

Мастеринг в моем понимании это - тонкомпенсация фонограмм , т.е. выравнивание композиции по частоте – высокие , низкие , средние и т.д.. - выравнивание среднего динамического давления . - расширение стерео базы ( если это необходимо) - Fade In , Fade Out это пожалуй и все !!! иногда просят поднять тот или иной инструмент по уровню , убрать шум , треск и т.д. но это уже не мастеринг , а реставрация , и это очень трудоемкий процесс ,который стоит в 1.5 раза дороже . Как видите в мастеринге очень мало пунктов для работы , но попробуйте сделать сами мастеринг …. Желаю удачи !!! P.S. хочу вам подсказать : мастеринг делать очень легко , если за плечами лет десять работы и экспериментов с этим процессом . Для этого используются самые простые и банальные методы и не верьте тому , кто начнет вам морочить голову о каких то процессах …. Все до гениального просто … относитесь с уважением к хорошим инженерам мастеринга , они знают намного больше , чем любой участвующий в процессе звукозаписи .

Paul Faster.

Paul Faster.
Hosted by uCoz